Некоторые люди рождаются с пытливым умом.
И если ты из них, то думаешь: почему все происходит именно так? Почему и как мы существуем? Откуда это все?
В чем наш смысл?
Бесконечная череда вопросов в твоей голове. Иногда ты думаешь, что свихнулся: другие этим не интересуются.
В поиске ответов ты находишь философию.
Сначала не можешь разобрать ни слова и думаешь: «А оно мне надо?» — и закрываешь книгу.
В итоге любопытство берет свое. Ты разбираешься в этом сложном языке.
Ты находишь ответы. Иногда их дают прямо, иногда — косвенно.
Ты никогда не уходишь от философии пустым, если приложишь усилия и изучишь ее.
Но большинство не понимает, зачем изучать философию.
Под большинством я имею в виду не только тех, чье развитие остановилось на уровне чтения освежителя воздуха и мемов в интернете.
Я говорю и про образованных людей из лучших вузов страны (в одном из них я сам учился).
Одна и та же банальщина: «Зачем мне философия, если я занимаюсь математикой/физикой/химией/информатикой?»
Я покопался в истории и могу сказать вот что.
Человек, уважающий науку, но не признающий философию, похож на автолюбителя, который говорит, что бензин придумали идиоты.
Но на этом самое интересное не заканчивается.
Насколько туго у обывателя с пониманием философии, еще туже у обывателя с пониманием религии.
Сейчас популярны две идеологии: атеизм и сциентизм (убеждение, что научное знание – высшая ценность для человека).
Везде «подшучивают» над религией и кричат: «Кадило крутится, лавеха мутится! Хаха, священники гребут бабло!»
Они ставят знак равно между верой и тем, что делают некоторые люди, которых мы все прекрасно знаем.
Они не верят в существование Бога, утверждая, что это не доказано научно.
Они с таким упорным чванством убеждены в незыблемости науки – и им стоит быть немного поскромнее.
Почему?
В истории науки часто были случаи, когда ученый делал догадку, в эту догадку верили, и только спустя много лет ее проверили и убедились в ее правдивости.
Подожди…
Догадку? ВЕРИЛИ?
Я точно говорю про… НАУКУ?
Я сам не верил, пока не начал копать.
В науке есть вера, в прямом и переносном смысле этого слова.
И если ты до сих пор не поднялся выше уровня «Зачем мне эта философия, я же технарь? ГЫ-ГЫ» и «кадило крутится, лавеха мутится», то готовься.
Сейчас ты узнаешь, как всемогущая наука формировалась из «ненужной» философии, веры в чей-то разум и «бесполезной» религии.
Британские Ученые, Которые Изменили Все (и Один Грек)
Однажды я пытался объяснять ребенку, что из математики состоит весь окружающий его мир.
Телефон работает на электричестве, и все детали в телефоне сделали по математическим формулам.
Дом, в котором он живет, стоит и не падает, потому что его сконструировали с помощью математических формул.
Машина в которой папа возит его в школу, работает благодаря двигателю внутреннего сгорания. Этот двигатель сделали по математическим формулам.
И факт того, что из математики состоит весь окружающий мир, достаточно очевиден любому взрослому (я надеюсь).
Но когда дело касается философии, то подавляющая часть образованных людей просто не вкуривает.
Почему философия так важна?
В начале был грек по имени Аристотель. (4 век до н.э.)
До него в Греции было много умных людей, но Аристотель внес, наверное, самый массивный вклад в науку из всех.
Аристотель был философом-основоположником формальной логики, которая переросла в математическую логику.
Он первым произнес слово «математика», и вообще математика как наука была основана философами в попытке объяснить мир вокруг.
Да, возможно, сейчас тебе и не нужно читать Аристотеля, чтобы проводить эксперименты в лаборатории.
Но тебе это не нужно только потому, что до тебя умные люди уже размусолили и усвоили то, что веками говорили философы.
Математик сидит на паре и переписывает с доски теоремы и доказательства. Он даже не осознает, что большинство вещей, которые он пишет, берут свои начала с философии/математики Древней Греции.
Он пишет «Теорема…
Докажем от противного…
Если.., то..
Следовательно…»
И не понимает, что сама логика, по которой строится доказательство, возникла благодаря философии.
Это как жить в кирпичном доме и презирать того, кто придумал кирпич.
Без философии ты бы до сих пор кантовался в деревянной холупе, не было бы у тебя интернета, телефона, ВК, банковской карты, машины.
Я серьезно, ничего бы не было.
Сейчас модно спрашивать: «Это НАУЧНЫЙ факт? На что ты опираешься?»
Но эти же самые люди скажут тебе: «Философия не нужна! Я же технарь!»
Как так?
Ведь сама наука пользуется методом рассуждений из философии.
(Один маленький факт: в некоторых англоязычных странах, Украине и Казахстане высшая ученая степень называется Ph.D — доктор философии. Ее дают математикам, физикам, химикам — короче, всем технарям).
Перемотаем две тысячи лет вперед от Аристотеля.
На дворе 1561 год. В западном Лондоне рождается будущий британский философ, давший энергичного пинка науке на ближайшие пятьсот лет.
Его звали Фрэнсис Бэкон.
Это философ, который понял, что люди не умеют думать, и поэтому наука стоит на месте.
«Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью». (источник)
Когда второкурсник ноет о том, зачем ему нужно изучать философию, ведь он технарь, то даже не осознает, что само это «технарь» во многом своим существованием обязано Фрэнсису Бэкону — философу.
Ты правильно прочитал: наука своим развитием обязана тому, что какой-то чувак сидел и занимался своей «ненужной» философией.
И если я до сих пор не прозвучал убедительно, то Исаак Ньютон использовал в своих работах методы, разработанные Бэконом. Но о Ньютоне позже.
Бэкон – человек, которого назвают «основоположник научного метода».
Ты легко можешь проследить, в какие года начался резкий прорыв в науке. Это началось как раз после Бэкона или параллельно с ним, в 16-17 веках.
Бэкон показал ученым методы, по которым нужно развивать науку, и если для тебя это не звучит убедительно, слушай дальше.
После Бэкона пришел Ньютон, который сказал: «Сейчас я вам покажу, как мир работает, ослы».
Но Ньютон в своих трудах пользовался логикой Аристотеля, Бэкона, Евклида – и прочих других философов.
И на примере Ньютона можно увидеть, что у науки тоже есть подводные камни.
Подводные Камни Науки
Каждый физик изучает законы Ньютона.
В школе их дают в простой и бытовой форме F=m*a. В университете знакомят с дифференциальным исчислением и показывают более крутой вариант F=d(mV)/dt.
Но на чем это все основано?
А на том, что Ньютона просто осенило, он был гением и его теориям поверили.
(Кстати, Ньютон выпустил «Математические начала натуральной философии» в 23 года – и что это, раз не повод задуматься о своей умственной несостоятельности?)
Люди любят говорить, что наука неопровержима, точна и безукоризненна.
Но их наука основана на том простом факте, что когда-то и где-то существовали люди намного умнее, которые сказали: «Мир работает вот так. Соглашайся или выкуси» — например, Ньютон.
Когда Ньютон издавал свои труды, наука была недостаточно развита, чтобы проверить их на практике.
И ему просто поверили, потому что это звучало логично.
Понимание одного этого сделает тебя скромнее, когда ты, как надоедливая заноза, ищешь везде «научное обоснование», потому что часто сама наука не имела под собой ничего, кроме веры в гения.
Один гений заметил, что так оно есть — значит, так оно и есть.
Как Философия Повлияла На Труды Ньютона и Эйнштейна
Ньютон называл свои законы «аксиомами движения». Один из самых блестящих умов и ученых человечества называет свои размышления «аксиомами».
Знаешь, что такое «аксиомы»? Это то, у чего нет доказательства.
Это наследие Аристотеля.
Аристотель разделил все понятия на «основные» и «требующие доказательства».
По сути Аристотель сказал вот что: «Браток, есть такие вещи, которые доказывать не надо. Ты просто берешь их и используешь просто так, потому что это, типа, чёткая тема».
Это дедуктивный метод. Взять за основу пару убеждений без доказательств (аксиом), и на этом раскручивать остальное.
С другой стороны, Ньютон использовал философию Бэкона, а именно метод индукции.
Бэкон сказал вот что: «Браток, можешь провести несколько экспериментов, и если все сработает, то можешь делать вывод, что так работает весь мир».
То же самое было и с Эйнштейном.
Он предложил СТО (специальную теорию относительности) в 1915-16 годах.
Развития технологий не хватало, чтобы хоть как-то приблизиться к скорости света и проверить его теорию о связи пространства и времени.
Доказательство его теория получила только в 1971 в эксперименте Хафеле-Китинга.
Что делали люди с 1916 по 1971 год?
Говорили: «Хм… Эйнштейн – умный чувак и толкает крутые вещи. Будем верить ему».
Это довольно упрощенная версия правды, но по сути так оно и было.
И было много раз во время развития науки.
Сначала один гений интуитивно догадывался до закономерностей природы, и только некоторое время спустя удалось это проверить.
В промежутке от выдвижения теории до ее доказательства ученому просто верили.
(И если бы на Ньютона или Эйнштейна спустили церберов с «Пикабу» или «Докинза» с их бесонечными «ГДЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА?», то кто знает, может, они сказали бы: «Ну как хотите, живите сами» — и не выпустили бы свои законы. Вот бы весь мир тогда обосрался).
В какой-то мере то, что я тебе рассказываю, могут служить своеобразной «проверкой на лоха» человека, который называет себя ученым и образованным.
Потому что если человек, занимающийся наукой, говорит, что «философия – какая-то бесполезная туфта», то можно сразу понять: всё его образование поверхностно и составляет просто набор формул и фактов. Цельной картины там нет. Даже обезьяна может запоминать цифры — это не образование.
Образованный человек знает, что научный метод (а это то, на чем строится наука), образован из философии.
Но некоторых людей никакой логикой и никакими аргументами не убедишь, поэтому преподаватели философии раз за разом терпят крах.
Не потому, что не могут донести внятно свою мысль.
Просто потому, что большинство людей проживут жизнь, так и не интересуясь чем-то помимо собственного носа.
Такое примитивное понимание мира устраивает многих людей. Они не стремятся понять больше.
Их не интересуют вопросы философии, и все их понимание мира строится на «средней бытийной понятности», как сказал бы Хайдеггер.
Средняя Бытийная Понятность Хайдеггера
На карантине я начал читать «Бытие и время» Хайдеггера и раскопал кое-что интересное.
Хайдеггер задавал вопрос: «Что такое бытие?».
Он заметил, что даже греческие философы понимали бытие на уровне «средней бытийной понятности».
Они делали выводы о жизни, но не задавали вопрос, что такое жизнь.
Мы не будем разбираться, кто прав и кто виноват. Такая уж работа у философов – сраться друг с другом и искать в этом истину.
Нас интересует «средняя бытийная понятность».
Что это такое?
Это понимание компьютера у девочки-секретарши.
Она знает, что нужно нажать на кнопочку, и компьютер включится. Когда компьютер включится, можно открыть Internet Explorer и вбить “vk.com”. Еще можно открыть программу Microsoft Excel, когда начальник, зараза, заставляет работать.
Она понимает: перед ней какое-то устройство, которое работает не просто так, магическим образом.
Но если компьютер вдруг перестанет включаться, начнет сильно тормозить или резко вырубаться, то ее «средней бытийной понятливости» не хватит, чтобы задуматься: «В чем проблема? Материнская плата сгорела? Или мощности кулера не хватает? Компу не хватает оперативной памяти?»
Для нее есть «коробочка», которая стоит на столе и включается, если нажать кнопочку.
Ее «средней бытийной понятливости» хватает только, чтобы включать «коробочку», но не разбираться в том, что такое «коробочка».
Так для чего нужна философия?
Для того, чтобы жизнь перестала быть для тебя «коробочкой».
Слушай, я знаю. Не у каждого хватит мазохизма, чтобы со всем этим разбираться. Тебе не обязательно читать книги по философии.
Главная мысль в том, что изучай или не изучай ее – философия внесла огромный вклад в развитие науки и современного мира, а вот это ты уже должен понимать.
Теперь ты знаешь, почему тебя, ТЕХНАРЯ, заставляли целый семестр изучать такую непонятную и «ненужную» вещь, как философия.
Из тебя хотели сделать человека с более широким кругозором, дать тебе пару ответов на важные жизненные вопросы и показать, откуда взялась твоя любимая наука.
Как Связаны Религия и Наука
Если я и смог убедить парочку нелюбителей философии в том, что она важна, то сейчас начнется жара.
Мы поговорим про то, как религия помогала науке.
В последнее время атеизм стал признаком «большого ума».
Я и сам так делал в 16 лет.
Просто говоришь: «Бога нет!» — и чувствуешь себя нереально умным.
Все эти люди, кричащие в интернете про «продажную церковь» и «управление массами»…
Ты читаешь их слова, и от них несёт негативной энергией и желчью.
В попытке казаться умнее, чем верующие, они не понимают простого факта, что вера не равно церковь, и ты можешь общаться с Богом напрямую.
Я тоже не в восторге от всех событий в нашей стране и что творят люди в золотых часах «Rolex».
В Библии написано:
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. — Ин. 2:13-16
В Новом Завете прямым языком говорится, что Иисус осуждал поведение людей, превращающих храм в «дом торговли».
Но для типичного подписчика паблика «Докинз» достаточно цитаты Маркса, что «религия – опиум для народа» или Ницше «Бог умер».
Я даже не говорю о том, что крайне малая часть из них читала самого Докинза, Ницше или, например, Дарвина.
(Я не говорю, что все атеисты – идиоты. Просто атеизм в современном мире часто, но не всегда, является признаком псевдоинтеллектуализма).
Это однобокий взгляд на веру и религию.
Когда я начал копать глубже, то обнаружил интересный факт.
Большинство величайших физиков и математиков были верующими.
Они были разных вероисповеданий. Некоторые не верили в персонифицированного библейского Бога, но это не влияет на суть дела.
Отцы нашей цивилизации верили в Бога в том или ином проявлении, и почти никого из них нельзя назвать атеистом.
Исаак Ньютон (сформулировал 3 важнейших закона механики, изобрел дифференциальное и интегральное исчисление, его именем измеряется сила — в Ньютонах) – арианец – течение христианства 4-6 веков н.э.
Алессандро Вольта (который изобрел батарейку в твоем пульте от телика и в честь которого назвали единицу измерения Вольт) – католик.
Андре-Мари Ампер (один из основоположников электродинамики, в честь которого назвали единицу измерения Ампер) – католик.
Майкл Фарадей (открыл принцип электромагнитной индукции и этим помог создать электромагнитный двигатель; в честь него назвали единицу измерения электрической емкости — фарад) – протестант. В своей местной церкви занимал невысокую духовную должность диакона. Ты правильно прочитал: великий ученый занимал должность в церкви.
Кельвин, Максвелл, Томсон, Планк, Декарт, Ферма, Гюйгенс, Лейбниц, Эйлер – и это далеко не полный список имен величайших верующих ученых этого мира.
Для гуманитариев или просто раздолбаев, прогуливавших пары, разъясню: из перечисленных выше фамилий состоит почти весь курс общей физики и математики в вузах.
Если говорить современным языком, то каждый из этих людей оказал не меньшее влияние на современный мир, чем Стив Джобс или Билл Гейтс.
Почему Религия Лучше, Чем Ты Думаешь
Если бы кто сказал мне десять лет назад, что я буду защищать религию, я бы сказал ему: «Ты кукухой поехал?»
И тебя я не призываю верить.
Моя главная цель – показать тебе, что религия — это не только золотые часы, яхты и управление людьми по телевизору.
Величайшие ученые верили не просто так.
Мой умный друг сказал, что, возможно, это происходило оттого, что в те времена нельзя было идти против церкви. Просто была такая жизнь, что нужно было верить в Бога, чтобы тебя не трогали.
На мой взгляд, это довольно спорно.
«Когда умерла его жена, Ампер выписал две строфы из Псалмов и молитву «О Господе, Боже Милостивый, соедини меня на Небесах с теми, кого ты разрешил мне любить на Земле», в то время его обуревали сильные сомнения, и в свободное время ученый читал Библию и Отцов Церкви».
Или Бэкон: «Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии» («Опыты, или наставления нравственные и политические», гл. «О безбожии»)
Алессандро Вольта в письме к Гиакомо Цицери: «Я, действительно, и даже слишком часто, не творил хороших дел, которые являются признаком католического христианина, и я был виновен в стольких грехах: но с помощью Божьей милости я никогда, насколько я знаю, не поколебался в своей вере».
Эти люди не говорили бы настолько восторженно о своих верованиях, не будь они верующими.
Религия служила для людей духовно-моральным компасом по жизни.
Недавно я сам читал Библию, и могу сказать, что в ней есть много полезных вещей.
Например, притча о талантах.
В ней говорится о том, что если тебе дан талант, ты должен развивать его. А если не развиваешь, то с тебя потом спросят.
Меня согревает и подстегивает мысль о том, что я должен работать и развивать свои таланты, и что в конце меня ждет кто-то, кто скажет: «Я дал тебе работу в этой жизни, и ты с ней справился».
Друг сказал, что под конец этой статьи я звучу, как проповедник, и поэтому я должен прояснить.
Близкие люди знают, что я веду образ жизни, далекий от святоши. Я даже не буду пытаться тебе впаривать, какой я праведник. Это не так.
Но когда я чувствую себя опустошенным от того, чем я бываю окружен, я думаю о Боге и мне становится на душе теплее.
Всем этим я хотел сказать вот что.
Величайшие люди этого мира верили в Бога той или иной конфессии не просто так. Из этого можно извлечь реальную пользу для жизни.
Верить или не верить, ты опять же решишь сам.
Я пишу это для тех, кто видят религию лишь как средство манипуляции легкодоверчивыми людьми.
Но знаешь что?
В Библии не сказано, что ты должен ходить в церковь вообще. Ты можешь общаться с Богом без посредников. Просто читай Библию.
В какой-то мере это просто призыв для людей успокоиться.
Кто хочет – верит, кто хочет – нет. И тем, кто не хочет верить, не стоит нападать на веру и религию в целом, если конкретные люди используют религию для своих корыстных целей.
Показушный атеизм – признак поверхностности человека, который не ударил пальцем о палец, чтобы чем-то поинтересоваться.
Если ты все взвесил и решил не верить – что ж, это твой выбор, но теперь ты знаешь о религии чуть больше и не будешь считать ее пустой пошлостью, как в последнее время модно у молодежи.
Так что в итоге?
А в итоге мы имеем вот что.
Мир, который ты видишь перед собой, был создан учеными.
Но великая и ужасная наука иногда имеет под собой.. странный фундамент.
И этот фундамент – философия, догадки всяких гениев, и вера других людей в этих гениев.
Ученые использовали логику философов, более того: они и сами были философами.
Ты можешь погуглить фамилии известных ученых, и у многих из них в графе «Научная сфера» будет стоять «философия».
Раньше вообще не было разделения между философией и наукой.
Наука в современном понимании возникла из естественно-научной философии. Аристотель смотрел на небо и думал: «Есть какие-то законы, описывающие этот мир, и я должен до них докопаться».
Потом это превратилось в математику, физику, химию – и остальные науки.
Что насчет религии?
Львиная доля ученых, создавших современный мир, была верующими.
Я не буду говорить, что «религия построила этот мир». Это прозвучит спорно.
Но религия повлияла на этих людей, а значит и на создание нашего мира.
Я перечислил тебе столько фамилий – и если все эти гении имели общий знаменатель в виде религиозных верований, то это как минимум должно дать пищу для размышления даже самому отъявленному атеисту.
И мораль всего этого не в том, что теперь ты должен читать Иммануила Канта или Библию (хотя почему бы и нет).
Мораль этого в том, что ты должен знать о существенном вкладе философии и религии в то, чем ты окружен сегодня – от соцсетей до телевизора, от микроскопа до ракеты.
Самое забавное, что люди, кричащие про то, что только наука имеет вес в этом мире, даже и не подозревают, насколько глубока кроличья нора.
Что ж, ты теперь знаешь.
И, надеюсь, будешь смотреть на этот мир шире.
До скорого.
Влад Макеев.
Евгений говорит
Спасибо, Влад, за статью, очень интересная! Про себя могу добавить, что я и есть тот человек, который не любит философию и не верующий, но при этом признаю вклад этих двух вещей в науку. Добавлю пару фактов про веру:
1. С прямой подачи церкви было создано сольфеджио (ноты по простому), а так же теории гармонии и созвучия. Например полифония и а капелла, которые используются в хоровом пении. Так же развивались новые инструменты (в пример могу предложить пианино, которое произошло от клавира и органа). Кстати, создатель телефона, Александр Белл, усовершенствовал телеграф и изобрел телефон, опираясь на законы музыки (телеграф отправлял разом 7 телеграмм, равное количеству нот, про телефон и говорить нечего). Так что имеем явную зависимость некоторых технологий от церкви.
2. Архитектура. Практическая вся грандиозная архитектура является следствием стиля «готика», которая создалась с подачи церкви, и использовалась в первую очередь для создания монументальных соборов (пример, Кельнский собор или сгоревший собор Парижской Богоматери).
Ну и третье — вера давала людям на протяжении многих-многих лет мораль. Если кратко, вероятность получить кару божью пугала человека существенней, чем получить по хребту от стражника, так как надзорные органы работали далеко не так, как сейчас. Человечество имело большую возможность до сих пор копаться в Средневековье, не будь такого инструмента обеспечивать порядок.
Ну, в целом, это все, что я хотел добавить
Влад Макеев говорит
Отличное дополнение, Евгений, спасибо! Круто, что меня читают такие эрудированные люди.
Никита говорит
Я тоже не особый любитель философии (как и многие). Лично у меня это связано с тем, что, когда я начал в 15 лет всем этим увлекаться вместе со своим хорошим другом, обнаружил, что я начал много рефлекс кровать и думать по пусту о «бытие», вместо того, чтобы что-то делать в своей жизни. Именно поэтому, я считаю, много «умников» среди моих сверстников проигрывают во многом «тупым быдланам» , которые в гробу видели всю религию и логику, и просто работают, как обезьяны, что даёт какой-то (в любом случае ) профит.
Влад Макеев говорит
Никита, в твоих словах тоже есть правда.
Всегда нужно уметь отстраняться и быть простым человеком, не зарываясь в это с головой.
В 15 это действительно рано. Помню, как сам в 15 начитался и пригрузился от этого.
Сейчас мне 24, и я намного больше осознаю из прочитанного и это не так действует на нервы, как когда был подростком.
Возможно, тебе стоит попробовать подойти к философии ещё раз, если интересно.
Даша говорит
«Но некоторых людей никакой логикой и никакими аргументами, поэтому преподаватели философии раз за разом терпят крах.» — кажется, не хватает какого-то слова?..
Влад Макеев говорит
Должно было быть «не убедишь». Спасибо, Даша, исправил.
Влад Галеев говорит
Отличная статья, Влад! Кстати вот ещё насчёт Эйнштейна: в молодости он прочитал «Критику чистого разума» Канта, и это в дальнейшем повлияло на развитие теории относительности. Вот ещё один пример связи философии и науки.
Влад Макеев говорит
Отличное дополнение. Когда-нибудь я тоже доберусь до Канта.
Даниил говорит
В споре верующих и атеистов, агностики могут выйти сухими из воды, их упоминание не будет лишним.
Макс говорит
Влад, можешь пожалуйста сделать подборку книг по философии?
Влад Макеев говорит
Когда побольше книг прочту, составлю. Пока что рано.
Дарья говорит
Влад, здравствуйте! Восхищена вашим блогом и писательским мастерством. Читаю тему за темой и не могу оторваться. Самостоятельно дошла до необходимости изучения философии. Хочется быть уверенной в качестве материала для изучения. Подскажите, готовы ли вы порекомендовать литературу?
Стас говорит
Недавно поизучав библию, понял сколько ошибок люди совершают, ее не открывая.
И дело даже не в том, что там написано. Но я умудрился покопать и это.
Почитав с правильного перевода, понял что учение о троице ошибка, так как Иисус говорит в Иоанна 17:17. «Я поднимаюсь к отцу моему, и отцу вашему». Если Иисус это Бог, как он может подняться сам к себе?
А что написано про святой дух — это действующая сила бога
Потом понял что душа в библии имеет значение тела. То есть, когда тело погибает, погибает и душа (или дух). Так что то, что душа странствует по небу, это все байки.
По этой же теме, насчет ада. » Геена или шеол», как написано в оригинальном источнике, перевели как Ад, и начали неправильно воспринимать его. Когда правильный перевод этих слов — Могила. То есть, когда твоя душа умирает, ты попадаешь в могилу. А не в Ад.
Поэтому бога называют злым. Но как сказано в библии «на все время и случай».
Еще момент, когда люди говорят что вот, это Бог меня наказал. В библии написано: » Бога нельзя испытать злом и он никого не испытывает злом» Иакова 1:13.
Люди поклоняются иконам, думая, что они становятся ближе к богу. НО почему тогда бог убил людей, которые вышли из Египта, когда они поставили ему золотого теленка? Левит 26:1. : «не ставьте идолов и священных колон, я ваш Бог»
Я не святоша, и тоже делаю много чего неправильно, но эти мысли помогают понять что многие религиозные руководители навязывают нам неправильные мысли. Почему? Потому что хотят привлечь больше последователей, язычников. Но мысли то одинаковы. Не думаю что есть большая разница, какую книгу читать, но практика показывает, что думать своим умом полезно.
Игнат говорит
«В правильном переводе» — роковые слова. Очень многие на пути к Богу споткнулись о них.
В Библии нет оснований Троицы? Прямых слов «Бог триедин» там и впрямь нет. Но есть действительные доказательства Божественности Иисуса, как Полноправного Члена Троицы.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» — это первый стих первой главы Евангелия от Иоанна. Чуть далее в 14 стихе говорится: «И Слово стало плотию, и обитало с нами». Сам Иисус говорит — «Я и Отец — Одно». Фома обращается к Иисусу словами: «Господь мой и Бог мой!»
Что касается Святого Духа — в Новом Завете Он упоминается в связке с Отцом и Сыном чуть более 60 раз. Также и Петр (один из двух Первоверховных Апостолов) говорит: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? …ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4).»
Это все не значит, что у нас трое богов. Это всё значит, что Бог у нас Один, но по Своему Собственному желанию Он пребывает в Трех Лицах — Трех Личностях. В Самом Себе.
Где ты увидел, что душа и тело это одно и то же — хотелось бы узнать (видимо это уже нововведения «правильного перевода»).
Про поклонение иконам… Никто в Церкви не покланяется кусочку материи и краскам. Когда мы встаём у икон святых — мы обращаемся не к иконе, а к самому святому. И даже более того — мы не молимся святому; святые не обладают силой прощать грехи. Вместо этого мы попросту просим святых угодников Божиих помолиться о нас Богу.
Бог в Ветхом Завете Сам приказал Моисею изобразить на скинии Херувимов. Образ небесный и есть икона. Также и Христос в своем роде икона — образ Бога-Отца.
Про теленка — идолопоклонство это страшный грех.
«Я не святоша». Я тоже, и потому никакой отсебятины я здесь не написал. И никто из нас, простых грешников, не должен её писать. Не должен сочинять «правильные переводы» и прочую лабуду. Мы в православной Церкви опираемся не на «личное» толкование Писания, а на толкования Святых Отцов. Святыми они называются не потому, что им так захотелось, а потому, что их Сама Церковь и Бог прославили. А кому доверяет Бог — тому и мы доверять можем.
«Не думаю, что есть большая разница, какую книгу читать» — и к чему тогда этот твой перформанс с разоблачением?
«Практика показывает, что думать своим умом полезно» — это бесспорное утверждение, но есть одно но. К великому несчастью разум человека не всесилен. Мы сюда, на этот блог, приходим за мирскими советами Влада. Но Влад тоже просто человек. Иногда встают такие вопросы, которые человек решить не в силах. И тогда мы обращаемся к Абсолютному Авторитету — Господу и Богу нашему, Любящему Творцу.
Ангела Хранителя всем.
Равиль говорит
Я верю в бога или, по крайней мере, мне нравится в него верить. Для меня это как интеллектуальная игра. Но я верю в некую высшую силу, для меня бог это не персонализированная всемогущая сущность. Я вижу бога как процессы, которые происходят во вселенной. И всё что я вижу вокруг себя это бог. И сами мы тоже часть его божественной системы. Он для меня во всём. Священные писания для меня реально крутая вещь. Но я не верю ни в мусульманского, ни в христианского, ни в какого другого бога, как некую личность, восседающую на золотом троне где-то на седьмом небе.
Что касается высказываний Маркса и Ницше.
Опиум для народа — здесь имеется в виду, для угнетенного и настрадавшегося от разрушительного образа жизни народа.
Бог умер это не буквально. Имеется в виду упадок религии в обществе.