Жизнь — это дорога к самому себе.
Каждый год ты узнаешь что-то новое и раскрываешь себя по-разному.
Я много раз слышал про «искать себя».
А что вообще такое искать себя?
Я осознал это совсем недавно, и помогло мне мое недовольство. Чем? Много чем. Почти всем.
Я пробовал читать книгу, но слов, которые я искал, там не было.
Я пробовал слушать музыку, но и там мне не спели того, что нужно.
Я пробовал любить красивых девушек, но в их обществе так и не утолил свое одиночество.
В поиске себя ты ищешь отсутствующий секретный элемент.
Когда слушаешь песню, ты ждешь слов, которые попадут в сердце и заденут что-то глубокое.
Читаешь книгу в надежде прочитать и почувствовать: «Да, вот оно. Господи, вот оно».
В редкие моменты это получается.
Лучшие музыканты, писатели и творцы прославились тем, что попали в яблочко.
Их творчество попадало прямо в секретный элемент, который искали люди.
Может, поэтому все кричали: «Полковника!» на концерте Би-2. И когда Лёва запел: «Большие города…», все стояли как завороженные. Большие города напоминали нам об одиночестве. Лёва пел так, что попал в одиночество каждого по отдельности, но это вызывало надежду. Ведь если тому, кто стоит рядом, так же одиноко, значит, он тебя понимает. Значит, каждый из нас что-то да значит. Значит, мы все едины, а значит, не так уж и одиноки.
Би-2 попали в такое место русской души, куда не каждый отважится взглянуть и о котором даже не каждый знает.
Но ты не можешь искать это у музыкантов и писателей все время. Я говорю, потому что пытался.
Однажды ни чужие песни, ни чужие стихи, ни чужие глаза не помогут тебе увидеть самого себя.
Культура служит для того, чтобы ты искал себя где-то вовне, потому что это легче.
Ты смотришь видео, где о чем-то говорят — ты согласен с этим мнением и делаешь его своим собственным. Повторяешь.
Ты читаешь книгу и мнение автора становится твоим собственным. Та же история.
И в этом есть что-то хорошее. Когда чужие слова звучат так, как будто ты их сам себе сказал. Как будто та песня о любви была о твоей любви.
Круто, что в мире есть куча вещей, на которые ты можешь посмотреть и узнать себя.
Но вот проблема: иногда твоя личность чувствует голод.
Ты потребляешь чужие мысли и чужое творчество, стараясь увидеть в отражении себя, но чувствуешь, что чего-то не хватает.
Это не ты и это не про тебя. Где во всем этом ты?
Ты хочешь увидеть себя настоящего, без отражений и без чужого взгляда.
Ты хочешь увидеть и найти себя.
Как же найти себя?
Как Искать Себя (и Утолить Голод Личности)
Личность — странная штучка.
Ты ходишь, ты мечешься, но не знаешь, что вокруг не так. Ты знаешь, чего хочешь найти.
Все материальные признаки показывают твой успех, но это не приносит тебе удовлетворения. Вернее, приносит, но в лучах холодного рассвета остается только твоя правда. Или ее отсутствие.
Меня это грызло.
Когда все, что приносит радость другим людям и когда-то приносило радость тебе, прекращает быть для тебя кайфом, ты начинаешь видеть все каким-то искусственным.
Ты впадаешь в бездну нигилизма, где уже никто и ничего уже не имеет значения.
Ты тренируешься, но думаешь: «В чем смысл? Мое тело не навсегда».
Ты улыбаешься ей и думаешь: «А потом я захочу, чтобы ты уехала. Я захочу просто остаться один. Так зачем я трачу на тебя время?»
Ты сидишь в кругу любимых людей и думаешь, что хочешь быть в другом месте, но ты и сам знаешь, что лучше места, чем здесь, уже не найти.
Ты слушаешь музыку и думаешь, что слова не ласкают твое ухо.
Все как будто теряет вкус.
Твоя личность изголодалась по смыслу.
Так что с этим делать?
Я надеюсь, ты понял проблему, про которую я говорю. А если не понял, то не выдумывай, что она у тебя есть, даже если мои слова звучат убедительно.
Но если ты все же понял и понимаешь, о чем я, когда говорю: «Ничего не нравится, и ты не знаешь, что хочешь», то, может быть, у тебя как раз та же проблема с которой столкнулся я сам — голод личности.
Первый шаг, чтобы утолить этот голод…
Перестань смотреть на себя чужими глазами
Когда-то я написал статью Почему Ты Должен Перестать Постоянно Слушать Музыку.
В этой статье я говорил о том, что постоянное прослушивание музыки мешает тебе воспринимать реальность.
Ты втискиваешь ее в рамки глаз, которыми смотрит музыкант, и только этими глазами разрешаешь себе видеть мир.
Я до сих пор считаю это правдой.
Но теперь передо мной встал более важный вопрос, на который я пытаюсь ответить: «А почему мы вообще пытаемся взглянуть на мир чужими глазами?»
И ответ — это голод личности.
Да, ты можешь сказать, что это просто музыка, просто фильм, который хотел посмотреть, просто позалипать в ленту инсты. Что такого?
Но бывают моменты, когда ты врубаешь музыку не оттого, что хочешь получить удовольствие или развлечься, а потому что от тишины тебе будет пусто.
Бывают моменты, когда ты не выпускаешь из рук телефон не потому, что реально хочешь смотреть на все эти соцсети, а потому, что без телефона тебе придется остаться наедине с самим собой — и где-то в глубине тебя это ужасает.
Французский философ Рене Жирар утверждал о том, что человеком движет миметическое желание — желание подражать и соперничать:
Однако, замечает Жирар, бытует иллюзия, будто бы с прохождением стадии взросления, человек перестает подражать. Но это далеко не так: взрослый человек чаще просто стыдится откровенного подражательства, стыдится желать по другому образцу, хотя ведет себя так, будто он полностью удовлетворен собой и является образцом для других. Такой стыд апроприации желания Жирар связывает с боязнью обнаружения нехватки собственного бытия. Поскольку субъект полагает себя в качестве мнимо лишенного того [бытия], которым, по его мнению, обладает другой, он ждет, когда тот придет и своим собственным желанием укажет субъекту, что ему необходимо сделать, чтобы обрести недостающее [бытие].
Подражание другому человеку дает нашей личности толчок к действию, и происходит это на уровня подсознания так: «Мой друг тусуется в баре. Я тоже должен пойти и повеселиться».
Или, например, песня Сплина, «Романс», где после строчек «И если ты давно хотела что-то мне сказать, то говори» ты представляешь себе драматическую сцену с женщиной, которой у тебя не было. И может быть даже хочешь, чтобы такая сцена произошла.
Иногда доходит до безумия. Мы встретились с одним из лучших друзей, а многие мои друзья до жути фотогеничные люди.
И я говорю: «С твоим лицом немудрено, что ты с такими девчонками гоняешь».
Он как ошпаренный: «А мне наоборот кажется, что у тебя девушки лучше».
Он сказал искренне, не как женское: «Ты красивая! Нет, ты красивая, подружка!», — даже если одна из них выглядит… Ну ты и сам знаешь, как эти подружки иногда выглядят.
Все, что я чувствовал в тот момент — это насколько мы все кучка дураков, смотрящих друг другу в рот и желающих найти смысл в том, что есть у другого, но не у тебя самого.
На самом деле, и я тусовался с красивыми девчонками, и мой друг. Но миметическое желание мешало нам в полной мере наслаждаться тем, что есть у каждого из нас.
Я думал, что его подружки красивее. Он думал, что мои подружки красивее.
Ведь нам нужно не лучшее. Нам нужно то, что есть у других, вот о чем говорил Рене Жирар.
Мы смотрим фильмы, слушаем музыку, смотрим на своих друзей, на соцсети незнакомых людей — на всех, кроме себя самого.
Поэтому, как я думаю, люди постарше с теплотой в сердце вспоминают советские времена.
Не потому, что там все было так уж хорошо (еда по талонам, отсутствие туалетной бумаги, железный занавес и тотальный контроль), а потому, что в то время благодаря железному занавесу они не видели, как живут люди в других странах.
Мама так мне и рассказывала: «Мы считали, что у нас было все самое лучшее, что мы были самыми лучшими».
То же самое есть в качестве рудимента и сейчас. Людям, которые получают свою информацию из телевизора, не показывают в новостях лучшие стороны других стран. Их стараются закормить грязью, чтобы в голове было: "Раз в мире происходит такой трындец, то уж хорошо, что хотя бы у нас есть стабильность".
Потому что даже многие из тех, кто любил Союз, с доступностью интернета быстро поняли, что мы далеко не первые и хорошее у нас в основном по телевизору.
Так по чему с такой любовью скучают советские люди? А по тем моментам, когда миметическое желание не взяло над ними (над нами) верх и они думали, что так, как живут они — так живут и все остальные (может, у остальных еще и хуже).
И «два кусочека колбаски» по талону — вполне нормальный рацион, если у всех других все так же. И все вроде как счастливы.
И то, что я все это тебе рассказываю, является частью панацеи. Когда ты проявляешь осознанность в своих мыслях, тебе легче справиться с голодом личности, который тебя одолевает.
Тебе не удастся полностью выпилить миметический механизм из своего сознания.
Но я скажу тебе так: как только я осознал, что сам точно так же ведусь на этот механизм, то стал оценивать красоту девушек больше по тому, насколько они в моем вкусе, а не по тому, как их видят мои друзья.
Да, любому джентльмену приятно, если другой джентльмен увидит его в обществе прекрасной дамы, на которую можно попускать слюньки.
Но в первую очередь твое желание, твоя оценка, твои суждения должны основываться на том, что тебе близко по духу, чего ты хочешь и от чего ты будешь чувствовать себя комфортно.
Голод, который ты испытываешь внутри себя, не заглушить тем, от чего счастлив твой сосед или друг. Не заглушить тем, что ты видишь в книгах, стихах, песнях и чужих жизнях.
Все это лишь погоня за своим собственным хвостом, пока ты не поймешь, что все сильнее удаляясь от исходной точки — самого себя — ты отдаляешься от тех самых ответов, которые ищешь.
А ответ в том, чтобы не пытаться видеть жизнь чужими глазами, сравнивая все свои действия и достижения с другими, смотря на все, что у тебя есть, от третьего лица, пытаясь понять, понравится ли это кому-нибудь другому.
Но вот в чем загвоздка: ты не можешь освободиться от чужого мнения, если не будешь знать, как оно формируется.
Любые попытки это сделать рождают подростков, которые все такие крутые и бунтари, но на деле боятся даже разговаривать по телефону.
Так что первое, что я хочу показать тебе — это то, как тебя видят другие люди. Понимая это, ты сможешь лучше сможешь понять и себя самого.
Начни смотреть на себя глазами одного другого человека
Одна из самых трудных вещей на свете — видеть себя настоящего, а не того, каким тебя видят чужие глаза.
Часто ты думаешь не «кто я такой», а «каким меня видят другие?».
Мы тратим слишком много времени, стараясь изобразить что-то в глазах людей, которые так же, как и мы, не вдупляют, что происходит.
В высшей математике часто используется метод разделения на бесконечно малые величины.
Ты делишь большое целое на бесконечно малые части, и только тогда видишь то, чего не было видно в целом.
Это как исследовать кровь под микроскопом.
Думаю, то же самое относится к понятиям «люди» и «общество».
Когда ты находишься в своей семье, в своем кругу, у тебя возникает четкое разделение: «мы» и «они».
К группе «они» ты относишься как к чужакам, считая чужаков единым коллективом.
Как будто все те, кто не состоит в твоем кругу — одна сплоченная группа людей с другими ценностями, но это не так.
Если у тебя есть маленький островок семьи, а за бетонной стеной сидит такой же островок, то в какой момент чужаки образуют многомиллионную группу (да еще осуждающую тебя)?
В том-то и дело: этот момент никогда не наступает. И это легко понять, потому что для всех остальных ты и сам должен быть чужаком. Но ты ведь себя так не воспринимаешь, правда?
И когда ты смотришь на себя так, как думаешь смотрит на тебя общество, ты просто выдумываешь. Нет никакого общества. Есть другие такие же островки, как твоя семья.
Коммунистическая пропаганда вбивала людям обратную мысль. Как раз поэтому выходцы Советского Союза так часто думают об общественном осуждении.
Мы с отцом как-то заехали в торговый центр. Я взял на входе кофе и хотел пойти за покупками, попивая его по дороге. Я делаю так всегда. Даже когда я курил, то больше любил курить во время прогулки. В движении как-то веселее.
Я взял кофе и пошел к эскалатору, но тут слышу окрик отца: «Ты куда?!»
Он стоял у столика и сказал: «Пей здесь».
«Не, я по дороге попить хочу».
«Пей здесь, чего придумал! Тебя из магазина выгонят! Будешь ходить по торговому центру, как фраерок!»
Я поражался абсурду ситуации. Сейчас мне придется объяснять, что ничего нет такого в том, чтобы пить кофе и идти по торговому центру.
Я с трудом убедил его, но он назвал меня человеком с пониженной социальной моралью.
Я подумал: «Я-то, может, и фраерок, да кому я нахрен нужен?»
Я же честно не понимаю, что он такого в этом увидел. Я часто не могу понять, откуда у старших поколений их предрассудки, но потом понимаю, что все наши «свободные» мысли достались нам по чистому везению.
Мы такие все из себя крутые и свободные, потому что у нас с детства или с подросткового возраста есть интернет. У них его не было. А избавляться от пут разума, которыми тебя сковывали десятки лет, сложно. И мы бы тоже бы с этим не справились, нас бы тоже задавил этот режим. Именно этим и страшна история нашей многострадальной страны. Нам просто повезло родиться чуть позже. Мы бы были такие же. Мы бы верили телеку и боялись общественного осуждения.
И если в глазах моего отца было осуждающее общество, смотрящее на вальяжно прогуливающегося паренька в спортивном костюме, то я видел перед собой таких же людей, как я. Любящих свой маленький островок, затраханных вечными заботами, старающиеся прокормить себя, помочь своей семье и хоть как-то не свихнуться в этом сумасшедшем и бессмысленном мире.
Я их не волную. Я для них призрак.
Я смотрю на себя глазами человека с другого островка и понимаю: а что такого, идти и пить кофе по торговому центру? Разве ты, друг, посмотришь на меня осуждающе? Я более чем уверен, что и мой отец, пройдя мимо другого парня, пьющего кофе в торговом центре, не заметил бы его. Но картина «общества», которое смотрит на тебя глазом Большого Брата, ужасающе крепко заседает в разуме.
Нас, поколение девяностых, тоже пытались заразить этой идеей, но чем ближе мы пододвигались к порогу двухтысячных, тем более свободными от предрассудков вырастали дети.
Да, у каждого поколения есть своя дурь. Но я смотрю на людей будущего и вижу не просто тупых подростков. Я вижу надежду в том, как они видят мир. Их уже не накормишь завтраками о какой-то великой идее. Они понимают, что во всем этом идеи нет. Есть только бабки, на которые можно купить себе хлеб и не подохнуть с голоду.
И это хотя бы честно.
Большинству из этих детей уже не втюхать великую идею, как и тюремную идеологию, которую я сам еще видел в детстве.
Я еще помню, как на улице говорили про «понятия». Мало нам было постсоветской пропаганды о негласном осуждении общества, с другой стороны нас подстегивали ценности, навязанные кем? Кучей преступников, сидящих в тюрьме.
Почему кто-то считает адекватным жить на воле по законам, придуманным в местах лишения свободы?
Я слышал, что в глубинке России это до сих пор так. И это реально страшно.
На фоне всего этого, а еще вдобавок голода и подбирающейся бедности, у людей случился кризис личности, который мешает думать своей головой.
С одной стороны давит общество, с другой — «понятия», с третьей — бедность, и в итоге человеку легче полагаться на известные правила, потому что страх неизвестности от самостоятельных мыслей намного больнее и делает тебя одиноким.
И первый шаг, как лично я избавлялся от этих ловушек разума и искал себя — это смотрел на других людей, как на маленький островок — такой же маленький и уютный, как моя семья.
Большинство людей тебя не осуждают. Большинству людей пофиг на всех, кроме своего маленького островка. Откуда я это знаю? Потому что мне самому пофиг. И тебе пофиг. Как и всем остальным.
Ты пройдешь мимо меня в толпе и не заметишь, а я не замечу тебя. В этом и есть свобода.
И то, как на тебя смотрят другие, это не то, как на тебя смотрит угрожающая глазница «общества». Это то, как смотрит на тебя другой реальный человек с маленького островка.
И когда все лишнее уйдет, останешься только ты.
Когда ты перестаешь слушать музыку, которая искажает твое мировосприятие…
Когда ты перестаешь искать новых женщин, чтобы утолить свое одиночество…
Когда ты перестаешь видеть себя глазами других людей, а смотришь на все это своими собственными…
Когда ты убрал все, что тебе мешало, остаешься только ты.
Я не верю в поиск себя как таковой.
Когда ты уберешь гору мусора вокруг, искать останется нечего, все станет ясно.
Ты уже знаешь, кто ты, и всегда знал.
Убери лишнее и посмотри на то, что осталось.
Это и есть ты.
До скорого.
Влад Макеев.
Дмитрий говорит
Насколько глубокие статьи ты стал писать, Влад. Просто великолепно. Читал с огромным удовольствием, задумался очень сильно. Если позволяет время, то пиши чаще, у тебя круто получается, мужик!)
Влад Макеев говорит
Спасибо, Дмитрий. Приятно, что ты оценил!
Влад говорит
Читаю тебя давно и очень приятно и интересно видеть, как ты растёшь. Всё более зрелая система ценностей, всё лучше стиль письма, всё более глубокие темы. Вдвойне круто оттого, что мы плюс-минус ровесники и многие из вопросов, которые ты поднимаешь, крутятся параллельно и в моей голове. Иногда и ответы мы находим похожие) В общем, я очень рад, что ты есть, Влад, спасибо тебе.
Влад говорит
Сори, это должно быть в корне, а не реплаем)
Влад Макеев говорит
И тебе спасибо, что наблюдаешь и растешь вместе со мной, Влад.
Александр говорит
Влад, спасибо тебе за твой блог. Вот как статья не выйдет, всё вовремя и в точку попадает. У меня тоже подобная ситуация с нигилизмом была месяц назад и помогла изоляция. Я чисто случайно поехал с отцом на север в рейс, проехал около 6000км, на которые ушло 12 дней, и всё это время единственное чем я занимался — это просто смотрел в окно, залипал в телефоне, когда появлялся интернет и читал «Фиесту», которую купил за день до отъезда. Вся суть кроется в том, что наступали моменты, когда тебя начинало тошнить от всего, а отсутствие разнообразия в занятиях вынуждало просто лежать и думать о своём. Сначала было довольно непривычно, но потом я почувствовал такую свободу, какой не чувствовал прежде (даже несмотря на то, что незадолго до того момента чувствовал себя рабом в клетке). Сейчас я по-новой стал впадать в какую-то, непонятного рода, апатию, но твоя статья заставила подумать и вспомнить своё озарение. Ещё раз благодарю за твой первоклассный блог. Удачи, Влад!
Влад Макеев говорит
Похоже, наш опыт в чем-то совпал, круто! Спасибо за такой комментарий, Александр.
Вадим говорит
Влад, красавчик, отличная статья, продолжай бомбить дальше!
Влад Макеев говорит
Спасибо, Вадим.
Илья говорит
1. Влад, на главной почему-то не видно статьи, по ссылке или через архив видно.
2. Ты думал создать форум простой или подобное, чтобы можно было обмениваться мнениями или статьи писать другим, обсуждать что-то. Типа такой маленький клуб по интересам.
3. Предложение для статьи 🙂 Лично мне было бы интересно услышать мысли об отдыхе, восстановлении (умственном, эмоциональном). В инете можно найти кучу роликов\статей, что надо пахать, но не вижу про отдых. Т.е. концепция, пашем 365 дней в году по 16 часов, на мне лично не работает. Опытным путем я установил, что меня хватает на ~6мес такой фанатичной работы, причем последние 3 месяца добавляю кофеин и ноотропы, чтобы башка работала. Потом расплата в виде жесткой апатии. Интересно было бы узнать, как другие справляются с подобным. Ну не верю я, что кругом биороботы, пахающие эффективно годами без продыху.
Влад Макеев говорит
1. Проверил, вроде отображается. Возможно, у тебя какая-то закэшированная версия сайта. Попробуй очистить кэш
2. Мне 1-2 раза писали сделать телеграм, так что да, запросы были
3. Возможно, ты найдешь то, что хочешь, здесь: https://vladmakeev.net/kak-pravilno-otdyxat-muzhchine
Иван говорит
Прочитал с удовольствием,спасибо!
Влад Макеев говорит
Рад, что понравилось, Иван!
Алекс говорит
Какое счастье в 21 год иметь возможность читать такие статьи и воспитывать в себе настоящие мужские качества. Спасибо большое, продолжай писать! Много тем попадают прямо в точку и заставляют посмотреть на жизнь шире и под другим углом.
Владислав говорит
Крутые статьи, очень интересно, познавательно и полезно. Скажи, пожалуйста, будут какие-то посты про современную армию и все в этом роде, интересно узнать твоё мнение.
Clarence Claire говорит
Как точно про людей с советским прошлым! Мне мой папа однажды в кафе сказал, «Что за барские замашки?’, когда я попросила у официанта меню)))
Классная статья, как и остальные! И да, искать нужно свое, а не то, что у других! Никогда ведь не знаешь, так ли все на самом деле обстоит, как кажется со стороны, и какой ценой им все это вообще досталось. Ценить, то что у тебя есть! Только со временем понимаешь, что у тебя, как ни странно, и получше все, чем у остальных.
Clarence Claire говорит
И все же, несмотря на страх осуждения со стороны окружения, синдром отложенной жизни и других побочек советского времени, наши родители имели такую идеологическую базу ценностей, что многим западным странам и не снилось. И тем, кто мы есть сегодня, хоть и с собственными поправками и коррективами, мы во многом обязаны именно нашим родителям и той базе ценностей, которую мы от них унаследовали, чего уже не будет у потомства сегодняшних треш-контентников, бьюти-блогерш и ЛГБТШ-ников.